• A-
  • A
  • A+

Адаптация ребенка к обучению в школе

У любого ребёнка школьная жизнь начинается со стресса: новые люди, новый график, новые обязанности и нагрузки. Общеизвестный факт, что детям сложно даются жизненные перемены. В этом случае, родителям необходимо подготовиться, чтобы помочь своему чаду войти в новую жизнь, которая принесёт очень много эмоций, и не всегда позитивных. В этой статье мы постараемся описать различные преграды, с которыми Вы можете столкнуться и как их преодолеть.

Адаптацию ребёнка к школьному коллективу и режиму можно условно рассматривать с двух сторон: физиологической и психологической.

Физиологическая адаптация протекает следующим образом:

  1. Первые 2-3 недели являются наиболее сложными для первоклассников. Организм в ответ на любые новые воздействия реагирует сильным напряжением всех систем. В результате, в течении сентября дети могут болеть из-за ослабленного организма.
  2. На этом этапе дети начинают приспосабливаться. Ребёнок начинает искать самые оптимальные виды реакций на сложившиеся вокруг него условия.
  3. Финальный этап адаптации сопровождается снижением напряжения во время реакций и более устойчивой приспособляемостью.

Длительность такой адаптации очень индивидуальна. У любого ребенка она может продолжаться от полутора до шести месяцев. Чтобы помочь Вашему чаду пройти этот путь быстрее и менее травматично, желательно учесть следующие нюансы по поводу смены дневного режима:

  • • Группа продлённого дня. Конечно, это удобный способ занять ребёнка, пока Вы на работе. Но помните, в первые месяцы у малыша столько нового вокруг, что для него невероятно важно чувствовать себя защищённым. А где, как не дома с родными он ощущает себя в безопасности. Если Вы работаете, не забывайте про бабушек и дедушек, которые безвозмездно и с невероятным удовольствием забирут первоклашку из школы, накормят и сделают уроки.
  • • Дневной сон. Сон необходим любому человеку в определённых дозах, а младшему школьнику нужно спать не меньше 11 часов в сутки. С непривычки организм переутомляется и недосыпание может привести, как к маленькой простуде, так и заболеваниям нервной системы.
  • • Домашнее задание. Не смотря на то, что по закону в первом классе их задавать не должны, всё же они есть. Существует 2 периода в сутках, когда мозговая активность находится на самом пике с 9:00 до 12:00 и с 16:00 до 18:00. Как говорится, вселенная всё давно придумала за нас. Ребёнок возвращается со школы, спит и после этого выполняет домашнее задание.

Вот так должен выглядеть распорядок дня у первоклашки.

Перейдём к не менее важному вопросу - психологической адаптации:

  1. Волнение. В случае с детьми, волнение может проявляться по-разному. Это могут быть позитивные переживания, когда ребёнок не может дождаться 1 сентября, когда он не спит пол ночи из-за перевозбуждённого состояния в придверии дня икс. В этом случае, родители даже рады, что их ребёнок так рвётся в школу к знаниям. Но чаще всего вечером состояние малыша кординально меняется. Он начинает капризничать, плакать, иногда доходит до затяжных истерик. Любой родитель, наблюдая за таким поведением, может испугаться, что его чадо в школе обидели, а то и хуже. Не нужно переживать раньше времени! Такое поведение детей в первые дни обучения, могут быть связаны с переутомлением: ребёнок мало спал, много волновался и эмоционально переживал каждую минуту. Итого, энергии затрачено невероятное множество, а про компенсацию забыли. Поэтому необходимо успокоить ребёнка, дать ему тёплого молока и уложить спать.
  2. Грубость и хамство. По прошествии 3-5 недель, Вы можете столкнуться с необъяснимым поведением Вашего чада: хамит, огрызается, обзывается и т.д. Не нужно сразу браться за ремень. Можно решить вопрос цивилизованно. Для начала, необходимо понять, что является причиной таких реакций? На самом деле, всё очень просто: Таким образом ребёнок защищается. В его жизни всё перевернулось: появилась новая мама, режим перевернулся с ног на голову, обрушилась целая гора ответственности. Такие изменения в жизни ребёнка вызывают защитные реакции, которые возникают на подсознании и чаще всего малыш сам не понимает откуда берутся эти эмоции. В данной ситуации родителям необходимо указать на ошибки ребёнка. Физическое наказание - принесёт мало пользы. К уже имеющемуся набору прибавится - психологическая травма и обида. Когда Вы хотите исправить у ребенка какие-либо неприемлимые поведенческие привычки, постарайтесь не наказывать его, а научить. Наказание унижает личность ребёнка и может превратиться в вечную борьбу и отсутствие взаимопонимания в будущем.

Как мы видим, две стороны адаптации ребёнка к школе тесно взаимосвязаны. Именно поэтому так необходимо следить, как за физиологическим, так и за психологическим состоянием малыша в первые месяцы обучения в школе. Ребёнок должен получать удовольствие от обучения, чтобы следующие 10 лет превратились в интересный и познавательный отрезок жизни.

 

  

У вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru