
РОДИТЕЛЯМ
- A-
- A
- A+
Адаптация ребенка к обучению в школе

У любого ребёнка школьная жизнь начинается со стресса: новые люди, новый график, новые обязанности и нагрузки. Общеизвестный факт, что детям сложно даются жизненные перемены. В этом случае, родителям необходимо подготовиться, чтобы помочь своему чаду войти в новую жизнь, которая принесёт очень много эмоций, и не всегда позитивных. В этой статье мы постараемся описать различные преграды, с которыми Вы можете столкнуться и как их преодолеть.
Адаптацию ребёнка к школьному коллективу и режиму можно условно рассматривать с двух сторон: физиологической и психологической.
Физиологическая адаптация протекает следующим образом:
- Первые 2-3 недели являются наиболее сложными для первоклассников. Организм в ответ на любые новые воздействия реагирует сильным напряжением всех систем. В результате, в течении сентября дети могут болеть из-за ослабленного организма.
- На этом этапе дети начинают приспосабливаться. Ребёнок начинает искать самые оптимальные виды реакций на сложившиеся вокруг него условия.
- Финальный этап адаптации сопровождается снижением напряжения во время реакций и более устойчивой приспособляемостью.
Длительность такой адаптации очень индивидуальна. У любого ребенка она может продолжаться от полутора до шести месяцев. Чтобы помочь Вашему чаду пройти этот путь быстрее и менее травматично, желательно учесть следующие нюансы по поводу смены дневного режима:
- • Группа продлённого дня. Конечно, это удобный способ занять ребёнка, пока Вы на работе. Но помните, в первые месяцы у малыша столько нового вокруг, что для него невероятно важно чувствовать себя защищённым. А где, как не дома с родными он ощущает себя в безопасности. Если Вы работаете, не забывайте про бабушек и дедушек, которые безвозмездно и с невероятным удовольствием забирут первоклашку из школы, накормят и сделают уроки.
- • Дневной сон. Сон необходим любому человеку в определённых дозах, а младшему школьнику нужно спать не меньше 11 часов в сутки. С непривычки организм переутомляется и недосыпание может привести, как к маленькой простуде, так и заболеваниям нервной системы.
- • Домашнее задание. Не смотря на то, что по закону в первом классе их задавать не должны, всё же они есть. Существует 2 периода в сутках, когда мозговая активность находится на самом пике с 9:00 до 12:00 и с 16:00 до 18:00. Как говорится, вселенная всё давно придумала за нас. Ребёнок возвращается со школы, спит и после этого выполняет домашнее задание.
Вот так должен выглядеть распорядок дня у первоклашки.
Перейдём к не менее важному вопросу - психологической адаптации:
- Волнение. В случае с детьми, волнение может проявляться по-разному. Это могут быть позитивные переживания, когда ребёнок не может дождаться 1 сентября, когда он не спит пол ночи из-за перевозбуждённого состояния в придверии дня икс. В этом случае, родители даже рады, что их ребёнок так рвётся в школу к знаниям. Но чаще всего вечером состояние малыша кординально меняется. Он начинает капризничать, плакать, иногда доходит до затяжных истерик. Любой родитель, наблюдая за таким поведением, может испугаться, что его чадо в школе обидели, а то и хуже. Не нужно переживать раньше времени! Такое поведение детей в первые дни обучения, могут быть связаны с переутомлением: ребёнок мало спал, много волновался и эмоционально переживал каждую минуту. Итого, энергии затрачено невероятное множество, а про компенсацию забыли. Поэтому необходимо успокоить ребёнка, дать ему тёплого молока и уложить спать.
- Грубость и хамство. По прошествии 3-5 недель, Вы можете столкнуться с необъяснимым поведением Вашего чада: хамит, огрызается, обзывается и т.д. Не нужно сразу браться за ремень. Можно решить вопрос цивилизованно. Для начала, необходимо понять, что является причиной таких реакций? На самом деле, всё очень просто: Таким образом ребёнок защищается. В его жизни всё перевернулось: появилась новая мама, режим перевернулся с ног на голову, обрушилась целая гора ответственности. Такие изменения в жизни ребёнка вызывают защитные реакции, которые возникают на подсознании и чаще всего малыш сам не понимает откуда берутся эти эмоции. В данной ситуации родителям необходимо указать на ошибки ребёнка. Физическое наказание - принесёт мало пользы. К уже имеющемуся набору прибавится - психологическая травма и обида. Когда Вы хотите исправить у ребенка какие-либо неприемлимые поведенческие привычки, постарайтесь не наказывать его, а научить. Наказание унижает личность ребёнка и может превратиться в вечную борьбу и отсутствие взаимопонимания в будущем.
Как мы видим, две стороны адаптации ребёнка к школе тесно взаимосвязаны. Именно поэтому так необходимо следить, как за физиологическим, так и за психологическим состоянием малыша в первые месяцы обучения в школе. Ребёнок должен получать удовольствие от обучения, чтобы следующие 10 лет превратились в интересный и познавательный отрезок жизни.