• A-
  • A
  • A+

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)

Один из самых распространенных дефектов речи у детей это нарушение звукопроизношения. У таких детей наблюдаются проблемы с произношением отдельных звуков, таких как, свистящих, шипящих при нормальном слухе.

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) — это нарушение процессов формирования произношения родного языка у детей с различными речевыми проблемами, которые возникли вследствие дефектов восприятия и произношения.

 

ФФН характеризуют следующие проявления:

  1. Отсутствие дифференциации в произношении групп и пар звуков. В таком случае один звук для ребёнка может служить заменителем не одного, а даже двух или трёх других звуков.
  2. Звуки, которые имеют простую артикуляцию и менее трудно произносятся заменяют один из более сложных звуков. Например, [ф] служит заменой для [ш] или [л] звучит вместо [р].
  3. Ребёнок смешивает звуки. При этом у детей наблюдается неустойчивое употребление целого ряда звуков в словах. Одновременно ребёнок может употреблять одни и те же звуки в одних словах правильно, а в других – заменять на звуки схожие по акустическим и артикуляционным признакам.

Все эти проявления могут также сочетаться и с рядом иных недостатков произношения: [с] – зубной, [р] – горловой и т.д.

Данные нарушения полностью свидетельствуют о недоразвитии фонематического слуха, более понятным языком: нарушение способности различать фонемы.

Для определения степени несформированности фонематического слуха, существует определённая система прийомов. В случае недоразвитости фонематического слуха у ребёнка, появляются проблемы в формировании готовности анализировать слова по звуку.

Это может вызвать у детей следующие затруднения:

  1. Выделение первого согласного, гласного звука (в этой ситуации ребёнок называет либо первый слог, либо всё слово).
  2. Подбор картинок, который включает данный звук (на картинках изображены предметы/животные, в названии которых присутствует определённый звук. Картинки делятся на три группы: «есть звук», «нет звука» и «есть звук, который смешан с данным»).
  3. Самостоятельное придумывание и называние слов с данным звуком.

При своевременном выявлении деток с ФФН, проведении специального обучения (дет сад, подготовительные классы, занятия с логопедом и т.п.), позволит исправить такой дефект речи, а также поможет подготовить ребёнка к успешному началу обучения в школе.

 

 

У вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru