• A-
  • A
  • A+

Алалия

Алалия относится к одной из коварнейших проблем в детском развитии. Это связано с тем, что распознать симптомы данной речевой патологии намного сложнее, чем проявление других дефектов. И если Вы не заканчивали медецинский институт, то определить, болен Ваш малыш алалией или нет, практически не возможно. 

Именно в связи с проблемами диагностики алалии в домашних условиях и не редко, невнимательностью родителей к собственному ребёнку, чаще всего эту болезнь обнаруживают у детей слишком поздно. С каждым годом развития этой болезни, она всё сложнее поддаётся лечению.

Алалия – является системным недоразвитием речи. При алалие происходит нарушение всех компонентов речи: лексико-граматического строя и фонетико-фонематической стороны. По сути, алалию относят к одной из форм ОНР, но не нужно отождествлять эти понятия.
У каждого ребёнка алалия протекает по-разному, так сказать, индивидуально. Но распознать наличие серьёзных проблем с речью в целом, Вам помогут понимание норм речевого развития. Общепринятые правила развития речи малыша гласят: в годичном возрасте ребёнок должен строить осознанные цельные фразы. В то время, как у детей-алаликов всё происходит совсем по-другому: 2 месяца – возникает гуление, 3-4 – мы лепечем, 6-8 – только появляются первые слова. Подведя черту, можем сказать, что если в 2 года словарный запас ребёнка ограничивается несколькими словами – необходимо срочно обратиться к специалисту.

Причины возникновения алалии.

Причины возникновения этого синдрома достаточно многообразны. Их условно можно поделить на 3 группы, в зависимости от периода зарождения болезни:
1) Пренатальный. Во время принатального периода алалия может возникнуть по причине интоксикации, нарушения кровообращения плода, хронических заболеваний матери, угроз выкидыша, падения и ушибы матери, которые влекут за собой травматизацию плода.
2) Натальный. Причиной возникновения алалии в натальном периоде является: патология родов (стремительные или затяжные роды, неправильное применение средств родовспоможения, рождение ребёнка в асфиксии, с родовой опухолью, либо гематомой и др.).
3) Постнатальный. В этом периоде развития малыша могут появиться зачатки алалии по причине воздействия, как биологических факторов, так и социально-психологических. К биологическим факторам относиться: травмы головы в раннем возрасте, менингит, инфекционный гепатит, менингоэнцефалит, соматические заболевания (длительно текущие), детские инфекции, которые вызывают истощение ЦНС и отрицательно влияют на её развитие. Социально-психологическая сторона состоит в следующем: недостаточное количество речевых контактов, неправильные методы воспитания, отношения в семье, построенные на конфликтах, окружение, которое состоит из представителей с речевыми потологиями, многоязычие в семье и др.. Но не смотря на вышеперечисленные социально-психологические причины, ведущими следует считать биологические, все другие факторы лишь оказывают усугубляющий эффект на речевую недостаточность.
Алалия проявляется в двух основных формах: моторной и сенсорной.
Моторная алалия – возникает при нарушениях центрального отдела речедвигательного анализатора. Малыш вовремя начинает понимать речь окружающих, но собственная – не развивается. Исследования детей с моторной алалией, позволили выделить два подвида моторной алалии: афферентную и эфферентную (Более подробно эта тема раскрыта в статье «Виды алалии: моторная и сенсорная»).
Сенсорная алалия – появляется по причине поражения височной доли доминантного полушария. Отсюда возникает нарушение работы речеслухового анализатора, что приводит к нарушениям понимания речи. Если говорить более простым языком, малыш всё слышит, но не понимает.
Симптоматика алалии очень многообразна и вследствие этого не ограничивается только нарушением речевой функции. В каждом индивидуальном случае характер алалического синдрома зависит от тяжести и локализации органического поражения, от соматического состояния ребёнка в общем, его интеллектуальных возможностей, возраста и окружающей среды. В состав синдрома алалии входят: психопатологические, речевые и неврологические симптомы.
Дети с синдромом алалии страдают от недостатка сведений, которые черпаются из процесса коммуникации с окружающими. Исследования показали, что у ребёнка с алалией есть определённые интеллектуальные особенности: конкретность мышления, затруднения в овладении понятиями, примитивизм, пробелы в знаниях. Всё это очень усугубляется благодаря их физическому состоянию: высокой утомляемостью, снижением работоспособности, слабостью произвольного внимания.

Симптомы алалии можно условно разделить на 5 видов:

• Эмоционально-волевая сфера. У ребёнка с алалией не редко наблюдается, так называемый, психический инфантилизм. И как раз, особенности эмоционально-волевой сферы – являются его характерной чертой. Такого рода особенности проявляются в безпричинной смене настроения, часто неадекватной, отсутствии самокритики, излишней доверчивости. Детки с более высоким уровнем органической недостаточности могут проявлять немотивированную агрессию, отсутствие желания вступать в контакт, раздражительностью замкнутость и т.д.
• Фонетическая сторона. У малыша отсутствует формирование звукового состава речи, грубо искажается звукослоговая структура слов, фонематические функции – не развиты (долгое время наблюдается затруднение с дифференциацией звуков).
• Речевая симптоматика. Любая форма алалии сопровождается нарушением импрессивной и экспрессивной речи. Самая главная проблема заключается в том, что у ребёнка с алалией даже при самостоятельном развитии речи, не наблюдается никакой системности. Дети усваивают отдельные компоненты системы и в будущем не могут постичь в практическом опыте все языковые закономерности.
• Лексическая сторона. Детям-алаликам присущи: бедная лексика, которая пополняется очень медленно, по различным признакам заменяются слова, тяжело протекает актуализация словаря.
• Грамматический строй речи. У ребёнка очень дефектно и медленно проходит овладение словоизменениями и словообразованиями, он использует простые фразы для выражения мыслей. Отсутствуют и сложные синтаксические конструкции, ребёнок не в состоянии самостоятельно ими овладеть.
В любом случае, не нужно отчаиваться, если Вашему малышу поставили диагноз - алалия. Даже в самых тяжёлых проявлениях – ситуация не есть безнадёжной. При своевременном и правильном лечении, Вы сможете победить эту болезнь. Все мы знаем, насколько удивителен мозг ребёнка. Он как губка всё впитывает и является невероятно пластичным. Благодаря этому при определённых недугах, функции повреждённых клеток на себя берут здоровые и фактически замещают их.
С развитием речи дело обстоит примерно так же: нет безвыходных ситуаций. Так как речь ребёнка напрямую связана с мелкой моторикой пальцев, невероятную пользу Ваш ребёнок получит от массажа пальчиков. Не лишней будет и пальчиковая гимнастика.
Очень важно знать, что должен и может говорить ребёнок на каждом этапе развития. Не требуйте от малыша говорить или называть то, к чему его мозг ещё не готов. Чрезмерное упорство может привести к обратной реакции – отказу речи. Побуждайте ребёнка к разговору, но не принуждайте. Также, не перегружайте детей речевыми материалами – это тоже вызвать очень неприятные последствия в виде заикания.
Работа по развитию речи должна проходить комплексно, при участии: логопеда, психоневролога и родителей. Без присутствия всех этих участников в процессе коррекции, правильный подход к малышу найти невозможно.

 

 

У вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru