
РОДИТЕЛЯМ
- A-
- A
- A+
Словарный запас дошкольника

Одним из самых актуальных вопросов в развитии ребёнка всегда были задачи и проблемы развития речи. Все мы знаем, что в становлении ребёнка, как личности, огромную роль играет - значение речи. Именно поэтому её формирование занимает отдельную особенную нишу в воспитании.
Слово помогает ребёнку адаптироваться в мире людей, по сути, оно вводит ребёнка в социум. Благодаря слову у детей появляется понимание окружающего мира, осознание себя как индивидуальности и как результат, ребёнок становится активным участников общественной жизни.
В дошкольном возрасте словарный запас ребёнка должен составлять такой объём, благодаря которому он сможет общаться со взрослыми и сверстниками, хорошо обучаться в школе, понимать радио- и телевизионные передачи, литературу. Это главные причины, почему развитие словарного запаса у детей является важнейшей задачей в дошкольной педагогике.
Словарный запас – это лексический состав речи, который человек использует для коммуникации и адаптации в социуме.
В возрасте 6-7 лет словарь дошкольников достаточно велик и подсчитать его невероятно сложно. Но можно высчитать количественный рост словаря ребёнка, используя таблицу Штерна:
- • От 1-1,5 лет – 100 слов
- • 2 года – 300-400 слов
- • 3 года – 1000-1100 слов
- • 4 года – 1600 слов
- • 5 лет – 2200 слов
Просмотрев данный перечень, не вооружённым взглядом видно, что развитие словарного запаса ребёнка идёт особенно быстро в дошкольном возрасте.
Огромную роль в развитии словаря детей играет общение со взрослыми. Качество и объём словарного запаса дошкольника зависят от того, насколько полноценно его общение с родителями и сверстниками в возрасте до 6 лет. Положительный материал для расширения словарного запаса ребёнка является активная жизнь семьи: посещение цирка, выставок, театров и т. п.
Со временем в сознании ребёнка все слова и значения формируются в семантические поля, объединяются по смыслу.
Лучше всего развивать словарный запас ребёнка в форме игры. Игра способствует усвоению материала, правильному восприятию речи и развитию слухового внимания.
В педагогической практике широко используются дидактические игры, которые формируют у ребёнка навыки словарной деятельности и всесторонне развивают дошкольника.
В количественном отношении словарный запас дошкольников сильно зависит от речевого развития. Одна группа детей обладает богатым словарём, имеет понимание о разных областях знаний, умеет читать (такие навыки позволяют увеличить объём словарного запаса уже самостоятельно). В это же время всегда существует вторая группа деток, которые поступают в первый класс и их словарь беден в виду тех или иных причин, он ограничивается совершенно бытовой тематикой.
Очень важно помнить, что словарь будущего первоклассника должен содержать в себе слова всех частей речи, чаще всего преобладают числительные. Также ребёнок должен знать разные глагольные формы (и даже причастные и деепричастные обороты). В этом возрасте начинают появляться сложные предлоги из-под, из-за и другие.
К возрасту семи лет ребёнок должен чётко ориентироваться в видовых и родовых отношениях предметов, давать определение предмета через видовое своеобразие и родовое название (песочница – это место, в котором много песка).
В шестилетнем возрасте ребёнок начинает понимать и осмысливать переносное значение слов (потерять голову, время ползёт) и не воспринимать такие выражения буквально.
Чтение и общение поможет Вашему чаду подготовиться к школе и начать успешное обучение.